Скотина безрогая (mr_zheka) wrote in omsk,
Скотина безрогая
mr_zheka
omsk

Categories:

Знай наших!

Дотянуться до небес
Самолет
Удивительный учитель из Кормиловки собственноручно собрал уже три самолета.

Посмотреть на мир свысока бывает полезно. Воистину, лицом к лицу лица не разглядеть. Небогатая на красоты земля Кормиловского района тут же преображается. С высоты в 200 метров даже болота кажутся какими-то изящными и четко очерченными. Я уже не говорю про местные деревушки. Такие неприбранные и неряшливые вблизи, сверху кажутся они образцом аккуратности. Будто кто-то разместил домики и огороды строго по линейке. А рядом по зеленым лужкам ходят маленькие и забавные коровки. Полюбуешься на такую идиллию – и не станешь мечтать об отпуске в Швейцарии...

Словом, кто с Зуевым полетает, тот его поймет. А вот всем остальным хобби учителя из Кормиловки кажется очень необычным и даже странным. Я сама была свидетелем того, как посторонние граждане реагируют на его полеты на самодельном двухместном самолетике. Когда мы с Александром Витальевичем готовились к совместному вылету, на проселочной дороге постоянно останавливались авто. Мужики, раскрыв рты от изумления, расспрашивали, из чего собрана маленькая красная «птичка». А один молодой человек, внешне смахивающий на бандита, вообразил, что Зуев «таксует». И предложил ему прокатить себя за тысячу рублей. Правда, тут же устрашился собственной смелости и убыл восвояси.

Признаться, я тоже поначалу трусила. И, как ни странно, успокоилась, когда уселась в самолет. Вдруг почувствовала, что Зуеву и его детищу можно доверять. К тому же не я первая, не я последняя. Александр Витальевич успел полетать со многими жителями Кормиловки, включая собственных детей. Студент Костя и школьница Катя душевный порыв отца разделяют. А вот для супруги Ирины он по сей день непонятен. Она, будучи женщиной земной, к облакам не рвется и никому не советует. Зато контролирует полеты. Ее взволнованный голос по мобильному телефону муж слышит после каждого приземления. И не возмущается, хотя сам убежден, что высоты бояться не стоит. По желанию летчика его творение может подняться хоть до трех тысяч метров. Но так высоко Зуев не летает, дабы не помешать ненароком серьезной авиации. Иначе точно воспарил бы за облака. Единственное, чего опасается кормиловский самоделкин – какой-нибудь неожиданной поломки. Но по этому поводу он рассуждает не как фаталист, а как материалист. Мол, на бога надейся, но сам не плошай. И целиком полагается на собственный опыт.

Самолет, на котором мне повезло полетать, у Александра Витальевича не первый. Откуда у потомственного сельчанина, чьи предки никакого отношения к летному делу не имели, такая тяга к небу, можно только гадать. Сам он предполагает, что роковую роль тут сыграли авиамодельные кружки. Зуев из поколения тех, кому сегодня чуть за сорок. Во времена его детства такие кружки распространены были повсеместно. Александр повзрослел, окончил педагогический институт, но детского своего интереса не оставил. К тому же, хотя по образованию он химик-биолог, в школе ведет уроки труда. На одном из таких уроков пацаны предложили учителю совместно построить дельтаплан. Зная, что затея дорого будет стоить, Александр Витальевич предложил более дешевый вариант – одноместный самолетик. На его сооружение ушло три года. За это время мальчишки-затейники успели не только вырасти, но и перерасти свое увлечение. Они ведь не думали, что строить самолет, да еще по авторским разработкам, на основе учебников, – дело небыстрое и кропотливое. Материалы Зуев подбирал по принципу «с миру по нитке»: что-то покупал, что-то выменивал, что-то находил… Главная проблема была с двигателем. Но Зуеву рассказали про мотопомпу МП700, которой пользуются пожарные. Она его и выручила.

Александр Витальевич
Александр Витальевич


В 1991 году Александр Витальевич вывел своего первенца на испытания. Говорит, что понятия не имел, сможет ли его самолет взлететь и какую скорость для этого нужно набрать. Но сложнее всего ему, автолюбителю со стажем, было «рулить» ногами. К тому же аппарат без тормозов приходилось постоянно вытаскивать из кустов, куда он укатывался. Тем не менее летчик-самоучка от земли всё же оторвался. Но привычки автомобилиста Александра Витальевича вскоре подвели. Когда от порыва ветра «малыш» рванул вверх, Зуев машинально «сбросил газ». В итоге самолет рухнул на землю с нескольких метров. Впоследствии отец-изобретатель привел его в порядок и окрестил «бабочкой» – за легкость.

Однажды во время полета на «бабочке» произошел с ним курьезный случай. Пролетая над озером, подивился Зуев тому, с каким энтузиазмом приветствуют его рыбаки с лодок. Мужики махали руками, что-то кричали… Зуев с такой высоты и при таком грохоте, конечно же, их слов не разобрал. И слава богу, поскольку потомственный сельский интеллигент таких выражений не приемлет. Оказалось, ругались мужики и грозили кулаками за то, что всю рыбу им распугал.

А вот другое происшествие – из разряда «и смех и грех». Во время полета Зуев обнаружил, что вовремя недоглядел, и теперь бензин у него кончается. Кое-как дотянул до привычного места посадки. Но там оказались крестьяне с косами. Перелететь их и сесть сзади было нельзя, не хватало полосы. Искать другое место или нарезать круги – не хватало топлива. Решил направить нос самолета на косцов. Думал, догадаются разбежаться. Не догадались. Увидев самолет, люди застыли как вкопанные, только косить перестали. Кое-как посадив машину в опасной близости от людей, Зуев мысленно приготовился к скандалу. Но крестьяне ругаться не стали, они даже не поняли толком, что произошло.

Кстати, в тот день управлял Александр Витальевич уже не «бабочкой», а «стрекозой», получившей свое имя за резвость. Этот – второй по счету – самолет он собрал, когда почувствовал, что летать по кругу, да еще в одиночку, ему скучно. А тут узнал, что у знакомого есть аэросани с хорошим двигателем. И тот готов был поменять их на первый самолет Зуева при условии, что его научат летать. Зуев согласился. Но ученик, много лет просидевший за рулем КамАЗа, машинально перенес навыки на самолет. В итоге вскоре рухнул, к счастью, с небольшой высоты. Но, наверное, это произвело на товарища неизгладимое впечатление. Впоследствии своим приобретением он так и не пользовался. «Бабочка» долго скучала в гараже, пока не погибла от рук лихих охотников за цветными металлами.

Тем временем Зуев был увлечен построением нового самолета. На него ушло четыре года. Но машина получилась – загляденье. Теперь в полет по окрестностям можно было брать пассажиров. Одна беда – «стрекоза» за час съедала 30 литров бензина. Для сельского учителя это было неподъемно дорого. И после очередной поломки восстанавливать самолет Александр Витальевич не стал. К тому же на тот момент он уже убедился, насколько серьезна проблема поиска стоянки. Свое первое детище он пристраивал на базе, где был знакомый сторож. Второе – охранял сам, зачастую ночуя в чистом поле. Потом договорился летом оставлять самолет на
охраняемой территории местных очистных сооружений.

Там же сегодня прописано и его третье создание. Ни с насекомыми, ни с чем другим он его не сравнивает. А я могу сравнить с незапланированным ребенком. Ведь в 2000 году, по признанию Александра Витальевича, он дал себе зарок: с авиацией покончено. Но кто-то даром предложил ему двигатель от «Фольксвагена», и изобретатель не удержался… На радость мне и нашему редакционному водителю Александру. После поочередного катания мы с ним наперебой делились впечатлениями. Момент взлета на «крохе» напоминает подъем обычного большого самолета. У нас, пассажиров, так же захватывало дух. А вот сам полет на самолете Зуева гораздо более впечатляет. Это настоящий экстрим. Вдобавок летчик с помощью микрофона проводит экскурсию по окрестностям. Он здесь «в лицо» знает каждое деревце, каждую лужу. Потому в последнее время начал скучать и подумывать о полете куда-нибудь в соседние районы. Полтора часа в воздухе его творение выдержит запросто. Воображаю, как тамошние жители удивятся крылатому гостю. А вот обитатели Кормиловки к полетам Зуева давно привыкли. Удивляются лишь тому, что местную природу он считает живописной. Но, наверное, объясняется это не только взглядом с высоты. Недаром ведь Александр Витальевич так любит рассказы Паустовского. Красоту он способен разглядеть и в небе, и на земле…
_____
© Юлия СОКОЛЕНКО.
Труд-7
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment