Шакалипи (sibariana) wrote in omsk,
Шакалипи
sibariana
omsk

Categories:

Странная Тара (окончание)

Другая странность - почему название города все-таки Тара? А не Тарск? Или Аркарск? Суффикс " -ск" как клеймо навечно запечатлевал факт утверждения России на завоеванных землях. А Тара осталась Тарой. Редкое исключение в сибирской топонимике.


Видимо, было что-то в название реки, что нужно было сохранить именно в таком виде.
Тара на основании толкования из тюрских языков, то есть на языке сибирских татар, переводится как извилистая. Омь, кстати, тихая. Ну, под эти определения попадают 99% рек Западной Сибири - из-за рельефа они могут быть только извилистыми и и со слабым течением. Назвать реку так - значит не не назвать ее никак. Можно предположить, что пришельцы - тюркоязычные племена, распространяясь по Сибири, по-своему переиначивали местные названия, находя соответствия чуждому звучанию в своем языке. В тюрском слове Тара захоронено настоящее, подлинное название, которое могло сохраниться чуть ли не со времен образования финно-угорской общности на севере Евразии.

У современных хантов сохранился комплекс понятий, звучащих сходно и начинающихся со слога "тар".
Таран, тарын - злое божество женского рода, олицетворение распрей, войн, болезней и эпидемий. Оно противопоставляется торуму - богу-мужчине, порядку, миру и гармонии. Существует масса производных иносказаний, обыгрывающих это слово: так, военная тропа, война - это путь Тарэн.
Древние ханты знали Деву Тарэн - богиню, сочетающую в себе парадоксальные черты. Она была воплощением духа материнства - и она же насылала смерть, пожары, мор, войну. Впрочем, в язычестве, такое сочетание довольно распространено. Кстати, ее образ нельзя назвать однозначно отрицательными - как в христианстве дьявол противопоставляется богу. Тарэн и Торум олицетворяли собой две неразрывные части бытия - смерть и рождение, зло и добро, перетекающее друг в друга и не могущие существовать одно без другого. "Свет - левая рука тьмы", как сказала Урсула Ле Гуин.
Ее символом был пылающий крест на березовом плоту ( кто видел арати на современной Таре у Окунево, то может представить и обряд, присходивший тысячелетия назад)
Река Тара вполне могла быть зримым воплощением, олицетворением богини, причем, как всегда в мифологии, невозможно было определить, что появилось раньше - богиня или река? Они были едины - красная от железистых болотных отложений "кровавая" река Тара и Дева Тарэн, живущая в мифологическом пространстве "...у красного моря, у красного леса...." Вода Тары могла быть кровавой не только по геологическим причинам - Тара, как всякая сибирская река, была единственным путем военных походов.
Для древних угров, населявших леса Омской области, река Тара была богиней. Есть мнение что Тарэн - общеугорское явление, то есть о реке и богине могли знать народы от Енисея до Балтики. Древние тюрки, угров уничтожавших и изгонявших, в божественном статусе реки тоже не сомневались. Как правоверные язычники, в чужих богов они верили так же как в своих. Но не упускали возможности принизить или вовсе уничтожить. Бог живет лишь до того времени, пока к нему взывают и приносят жертвы. Тогда Тара-Тарэн стала просто Тарой, Извилистой, просто потоком воды без признаков одухотворенности. Местом обитания совсем другого народа, который не хотел пробуждать лишний раз дух богини ее правильным поименованием- как знать, не пробудится ли она и не явятся ли по ее зову с низовьев Иртыша и Оби свирепые хантыйские дружины?

Какая-та часть этой истории была известна и русской администрации. Первый соборный храм Тары был освящен в честь Бориса и Глеба. Как-то немного странный выбор покровителей для пограничного города. Тут бы святой повоинственнее и с атрибутами подлинее и поострее, или что-нибудь общерусское, способное консолидировать и вдохновлять на ратные свершения русский анклав во враждебной обстановке.
А Борис и Глеб особой популярностью в народе не пользовались и были символами пассивной борьбы по-христански против русских раздоров и усобиц. Реальные Борис и Глеб Владимировичи были братьями киевского Святополка, ими же убиенные в борьбе за единоличную власть. Культ их начался во времена Владимира Мономаха, который насмотрелся на свары своих родственничков и пытался объединить Киевскую Русь. Так появились мученики за веру, а заодно и и братской резни, первые исконно русские святые. Введенный сверху культ играл определенную роль в общественном самосознании, которое всегда остро реагировало на княжескую рознь. Достаточно припомнить, что Ивану Грозному простилось все, за то, что он сдерживал местнические устремления своих бояр.
Где-то в России Борисоглебская церковь была вполне уместна - но в Сибири... А если Борис и Глеб должны были уравновесить буйные наклонности Девы Тарэн? Pax Rоssika, устанавливающийся в дикой Сибири, имел своим идеологическим обоснованием установление мира и спокойствия на землях, охваченных перманентной войной всех против всех. Царская администрация железной рукой устанавливала мир - в том числе и на костях тех, кто имел глупость этому сопротивляться. В представлениях того времени реальное действие должно было быть освящено свыше и подкреплено санкцией высшей инстанции. Выше власти политической, Москвы, была власть бога. Мобилизованные в подмогу христолюбивому воинству русские святые деятельно участвовали в превращении поганной языческой земли в часть христианского мира. Они шли на стягах, иконах вместе с первопроходцами, санкционировали упоминанием своих имен в грамотах действия администрации, утверждались в своих духовных крепостях - церквях как феодалы в завоеванных вотчинах. Одновременно со строительством крепостей и острогов, формировавших зримый костяк новой Сибири, шла не менее напряженная работа по образованию духовной основы русской Сибири. От действий посланцев патриарха зависело не менее, чем от работы дьяков приказов или военачальников. Размещение церквей осуществлялось по стратегическому плану, учитывающему силу и характер противника. Для вновь образованного Тарского уезда основным противником был не ислам, едва прижившийся среди таежных татар, а наследие языческого прошлого - неукротимая Дева Тарэн. Вот против нее и воздвигся в Таре форпост православия со святыми, специализирующимися на прекращении раздоров.
Русская Тара отобрала у древней Тары ее имя и вытеснила за пределы народного сознания.
Но справиться с Тарой - Тарэн оказалось не так просто.

Если развивать тему мистических совпадений, то почему-то Тара с ее окрестностями оказалась эпицентром или активным участником русских бунтов в Сибири. В Сибири классовая борьба обычно носила иной характер - эксплуататору пускали красного петуха и пускались в бега в необъятную тайгу.
Откровенное противостояние власти и ее русских подданных очень редко носило характер открытых высткпленией с оружием в руках.
В 1722 году император Всея Руси и протчая, протчая, протчая Петр I издал указ о престолонаследии, который оставлял за действующим государем исключительное право назначать наследника. Для России, возрожденной в XVII веке земским строем и привыкшей назначать царей (хотя бы формально), это было последней фазой перехода к абсолютистской власти. Против этого отчаянно боролись раскольники и участники множества бунтов. К концу царствия Петра бунтари повывелись, поскольку царь был крут и приводил несуразную Россию к средневропейскому знаменателю не совсем демократичными методами. Волею судеб Тарский уезд оказался убежищем для уцелевших оппозиционеров. Подогреваемые проповедями раскольников, которым в царствие Антихриста терять уже было нечего, тарчане - единственные в России - отказались подписать присяжные листы. В бунте оказалось замешана даже местная администрация. Карательная экспедиция потопила бунт в крови, хотя и не выполнила приказ царя - истребить весь город. Потом еще долго полыхали "гари" раскольников и тарчан вылавливали по всей Сибири - даже когда сам указ был отменен и объявили амнистию участникам бунта.
Второй раз - самое массовое и обширное по территории крестьянское восстание в истории СССР - Западно-Сибирское 1921 годов началось одновременно в нескольких пунктах. Одним из первых выступил Тарский уезд. Хотя оно никак не было связано с другими, более известными выступлениями против большевиков того же года в Кронштадте и на Тамбовщине, в целом вместе они реально угрожали самому существованию Советской власти. В Сибири восставшие на три недели перерезали Транссиб, поставив европейскаю часть страны перед угрозой голода. И ответные меры были соотвествующими. С разрозненными крестьянскими отрядами боролись дивизии закаленной в боях Красной Армии. Пока не выбили всех.

"Как вы яхту назовете, так она и поплывет..."
Все-таки не стоило называть Тару Тарой.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments