yesaul (yesaul) wrote in omsk,
yesaul
yesaul
omsk

Categories:

Год 1935-й. Аэропорт Омска, не всегда гостеприимный


Как насчёт капельки истории?

Вот так встреча...

Свердловский аэропорт приступил к перевозке груза, предназначенного для Новосибирска. Первый рейс был совершён пилотом Бажаном и авиатехником Акулиным.

15 февраля самолёт опустился на Омский аэродром. Самолёт не был никем встречен. Только один из работников Омского порта снисходительно бросил фразу: «Что, на буксир берёте? – Ну, ну!»

Комната, где пришлось заночевать экипажу, оказалась нетопленной. Еды не было.

Перед полётом обратно в Свердловск экипажу самолёта опять стали «ставить палки в колёса». Самолёт заправили горючим гораздо ниже установленной нормы.

Спорить долго не пришлось, так как надо было лететь дальше, несмотря даже на то, что опять к самолёту никто не вышел и не принял участие в заправке.

После такого «ласкового» приёма свердловцев на Омском аэродроме невольно вспоминается соцдоговор между Западносибирским и Уральским управлениями ГВФ.

Договор был составлен ясный и конкретный. Однако приведённый факт показывает, что рядовые работники Западносибирского управления не только не соревнуются, но даже не знают, что на свете есть договор на соревнование.

А. Журавлев

За рулём. – 1935. – 3 марта.




Тут, пользуясь случаем, надо сказать, что Омский аэропорт тогда был встроен в авиационную "Восточную магистраль" – единственный на тот момент маршрут, которым летали из Европейской России в Сибирь и дальше, на Дальний Восток. Обычный путь самолёта от Москвы до Байкала пролегал так: Москва – Горький – Казань – Янаул – Свердловск – Курган – Петропавловск (Северный Казахстан) – Омск – Новосибирск – Тайга – Красноярск – Нижнеудинск – Иркутск. Эта единственная авиатрасса была оборудована средствами радиосвязи, какими-никакими светомаяками, имела обустроенные аэродромы с запасами топлива и запчастей, водомаслогрейками для зимнего времени и обслуживающим техническим персоналом (как видим, не всегда дружелюбным). Большим плюсом трассы было то, что летели вдоль Транссибирской железной дороги. Ею пользовались как надёжным визуальным ориентиром и даже называли "компасом Кагановича" – по имени тогдашнего наркома путей сообщения.

Так что аэропорт Омска был не просто одним из десятков советских аэропортов, но узловым, опорным. Это уже много позже, с увеличением дальности полётов и строительством новых аэропортов, роль Омска снизилась до рядовой. А в 1930-е годы аэропорт на Иртыше повидал все знаменитые экипажи советских лётчиков, шедших на рекорды, в сверхдальние и высокоширотные перелёты, открывавших новые воздушные пути. Некоторые из них не возвращались.

Не знаю, где именно находился Омский аэропорт в 1935 году и сохранилось ли то здание. Думаю, едва ли. Во всяком случае, само место заслуживает, мне кажется, хотя бы скромной памятной доски, где были бы имена тех прославленных советских лётчиков, которых видела полоса старого Омского аэропорта.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment